Один мой знакомый бизнес-тренер и директор компании I'M Trainigs Егор Грибов написал, на мой взгляд, прекрасную статью.
Я решил делиться ею со своими знакомыми и друзьями, так как считаю, что тема очень актуальна.
Привожу дословно оригинал.
Я решил сделать памятку, в
которой перечислю по пунктам, почему никому и никогда нельзя работать
бесплатно.
Сразу оговорюсь, что под
бесплатным я понимаю проект, который исполнителю не приносит ощутимой пользы.
Нельзя бесплатно
работать потому, что...
✓ Ноль
Если
работа делается бесплатно, её стоимость будет равна нулю для всех сторон. Не
удивляйтесь, если через неделю проект, который был нужен вчера, отменят не
моргнув и глазом, а вам даже не скажут спасибо.
Всё,
что достаётся на халяву, не ценится. Вообще.
Такова
человеческая природа.
Ценится
то, что ценится.
✓ Результат
Мне не
известны случаи написания технического задания или брифа в бесплатном проекте.
Как правило, всё заканчивается одним коротким разговором и максимум несколькими
письмами.
Риск
прийти не к тому результату в бесплатном проекте высок.
Так как
подробно не проговорили.
Не
выделили на это время.
✓ Сроки
Ваш
старый друг Петя, с которым вы вечером сидели в заведении, попросил сделать для
его нового стартапа логотип (лавочку, крыло от мопеда - неважно).
Попросил
сделать в фоновом режиме. Вы согласились.
На утро
вы пожалели, тем более что на вас свалилось два отличных проекта с хорошим
бюджетом, месяца на три.
Куда
пойдёт Пётр? Правильно, в конец очереди. И скорее всего, Пётр не дождётся.
Потому что никто не ставит реальных сроков бесплатным проектам.
✓ Качество
Допустим,
вы решили совершить супер усилие и сделать Петин проект за ночь до старта новых
проектов. Глубокая ночь, глаза ваши налиты кровью, вы ужасно хотите спать и уже
готовы убить Петю вместе с его стартапом.
Но к
пяти утра вы наконец нажимаете кнопку отправить.
Что
именно вы отправляете Пете, уже не имеет значения.
Потому
что быстро - качественно не бывает.
✓ Нервы
Тут всё
понятно. Если вам приходилось обещать, а потом жалеть о своём обещании, то вы
поймёте.
Отмазки, ужимки, прятки, разговоры по душам - всё это ждёт вас, если вы решите отказаться от своего слова.
Отмазки, ужимки, прятки, разговоры по душам - всё это ждёт вас, если вы решите отказаться от своего слова.
Либо вы
будете ненавидеть себя и давать клятвенные обещания больше никогда ничего не
делать бесплатно. Самоистязание десятого уровня вам обеспечено!
✓ Отношения
Не
надейтесь, что отношения в бесплатном проекте чем-то отличаются от
коммерческого.
С вас
спросят по-серьёзному.
И
отмазки, типа: "Ну а что ты хотел бесплатно?" не прокатят.
Недовольный человек будет одинаково недоволен при любом прайсе. Испортить
отношения бесплатно даже проще.
✓ Комплексы
Вы
решили взяться за бесплатный проект в надежде, что сможете положить его в своё
портфолио и брать деньги за следующие?
Не
смешно!
Скорее
всего, ваш следующий проект тоже будет бесплатным. Потому у вас есть слабое
место и любители халявы успешно пользуются им, заставляя генерировать всё новые
и новые бесплатные проекты.
Ваше
слабое место - это комплекс неполноценности.
И делая
бесплатные проекты халявщикам, вы вряд ли от них избавитесь.
А вот
плохих наделаете точно. Лучше реализуйте свои личные проекты или выкладывайте
учебные.
✓ Развитие
Расти
можно только в том случае, если вы делаете большой, интересный и сложный проект
в команде. Бесплатный проект по определению таким быть не может. Он короткий,
некачественный и нелюбимый.
Чему вы
можете у него научиться?
В то время,
когда вы делаете бесплатный проект, вы не растёте.
✓ Рынок
Делая
бесплатную работу, вы вредите рынку и своим коллегам. Во-первых, вы производите
некачественный продукт, засоряя рынок и мозги клиентам.
Во-вторых,
вам не платят денег, а значит вы их не потратите, и кто-то не получит их в
обмен на свои товары и услуги.
То
есть, бесплатная работа тормозит экономический рост и тормозит развитие
экономики страны в целом.
И
коллеги вас тихо ненавидят, потому что вы отбираете их хлеб.
✓ Коллеги
Они вас
не любят.
Искренне
и со всей душой.
Никому
и никогда не рассказывайте о своих бесплатных подвигах.
Только
если этот проект вам действительно дорог и полезен.
Резюмирую
практическими советами, которые помогут вам не попадаться на бесплатные
проекты:
1.
Никогда не обещайте, если вы в хорошем настроении. Выйдите из помещения.
Возьмите тайм-аут и хорошо взвесьте все за и против. Думайте головой, а не
сердцем.
2.
Никогда не говорите "да", если не уверены.
Если вы
скажете: "Да, я сделаю это, если у меня появится время", то считайте
вы уже пообещали. Люди воспринимают это как обещание, а не как условие.
3.
Научитесь говорить "нет".
Без
истерик, без жеманства, с улыбкой глядя в глаза.
Другу,
коллеге, Папе Римскому.
Сразу
сказать нет гораздо лучше, чем пообещать и не сделать.
4. Не
надейтесь, что вам вдруг в конце проекта заплатят или подарят что-то.
То, что
вы считаете само собой разумеющимся, не все считают таковым.
5. Не
делайте тестовых заданий!
Их
можно делать только если вы устраиваетесь к Лебедеву, или вы реально крутой
профи, а портфолио нет (что странно). Тестовые задания придумали халявщики!
Мне
известен случай, когда одна компания несколько лет подряд размещала вакансию с
хорошей зарплатой и при этом просила выполнить тестовое задание: сверстать
буклет, сделать газету, оформить стенд.
По-моему,
эта вакансия до сих пор не закрыта...
Комментариев нет:
Отправить комментарий